Главная » Книжный экспресс » Обзоры |
21.03.2018, 14:15 | |||||||||
Дорогие друзья! В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Максима Горького. Литературе для детей Максим Горький уделял особое внимание. Он писал: «В основе детской литературы должно быть вдохновение и творчество. Ей нужны не ремесленники, а большие художники. Она не должна быть придатком к литературе для взрослых. Это великая держава с суверенными правами и законами...» Предлагаем вам книги русских и зарубежных авторов, которые Горький считал необходимыми для детского круга чтения. «Эти книги вымыли мне душу, очистив её от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял её необходимость для меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и — не пропаду!..» Горький рекомендует начинать с колыбельных песен, народных сказок. Детям 5-9 лет предлагает в пересказах русские былины, мифы. В круг чтения учащихся входит адаптированная к детскому восприятию сказки из «Тысячи и одной ночи», скандинавский эпос.
Из научно-познавательной литературы Горький предлагает те книги, которые имеют научную ценность, но воздействуют на читателя как произведения искусства. Вот одна из таких. В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» Книга о драматической судьбе коренного жителя Уссурийской тайги Дерсу Узала, его дружбе с русским этнографом и путешественником В.К. Арсеньевым. В центре повествования образ таежного охотника Дерсу Узала — мудрого, доброго и отважного человека, связанного с Арсеньевым искренней дружбой...
Книга Ферсмана, известная под заглавием «Занимательная минералогия», стала образцом научно-познавательной литературы для юных читателей. Книга в занимательной форме рассказывает о жизни камня на Земле: о том, что такое минералы, об их происхождении, истории, особенностях, о «диковинах в мире камня», о том, как камень служит человеку, и о многом другом. Последняя глава содержит практические советы минералогу-любителю, как собирать и определять минералы.
Горький говорил: «В детской литературе должны существовать одновременно два «Гулливера», для семилетних детей в виде коротенькой сказки и полный для детей старшего возраста.
Особенно Максим Горький выделяет прозу, которая даёт много знаний о жизни, психологически готовит детей к встрече с возможными трудностями на жизненном пути. «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка…». Поэтому каждый ребёнок имеет право читать народные и литературные сказки, игровую поэзию Корнея Чуковского, Самуила Маршака. В круг детского чтения входят Борис Житков, Виталий Бианки, Евгений Чарушин, Михаил Ильин и др.
Очень ценил Горький писателя Михаила Пришвина. «Пришвин совершенно изумительно владеет русским языком и так же изумительно изображает собак, птиц, пейзаж…»
Для молодежи Горький советует прочитать «Республику Шкид» Леонида Пантелеева и Григория Белых. «Шкид» - Школа имени Достоевского для трудновоспитуемых в Петербурге. Авторы книги – воспитанники этой школы, бывшие воришки. Обязательно прочитайте эту книгу. Актуальна во все времена.
Именно Горький, ещё в 1933 году призывал писателей поднимать качество художественной литературы для детей. «Не только отражать то, что происходит вокруг, но и научить читателя воображать, предвидеть и создавать…» А что предпочитал читать сам Максим Горький? Живые впечатления оставили ему на всю жизнь сказка Х.К. Андерсена «Соловей»
«Подлинная история маленького оборвыша» Джеймса Гринвуда. Трогательная история о маленьком мальчике, который пережил множество невзгод на пути к честной и счастливой жизни.
Поэмы Пушкина, «Семейная хроника» Аксакова, произведения Тургенева и Одоевского, Тютчева. Книги Чарлза Диккенса и Вальтера Скотта, которые Горький перечитывал по два-три раза. «…Книги В. Скотта напоминали праздничную обстановку в богатой церкви – немножко длинно и скучно, а всегда торжественно. Диккенс оставался для меня писателем, перед которым я почтительно преклоняюсь. – этот человек изумительно постиг труднейшее искусство любви к людям» Автор обзора: Акулинина Н.С., зав. сектором детской библиотеки Использован материал: Ганзикова Г. С. Максим Горький о круге детского чтения // Семейное чтение. – 2008. - №2. – С. 27-31. | |||||||||
Просмотров: 584 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |